Наследие Лютера

Дата: 23-06-2011 03:16  
Утром ни свет, ни заря поднялся, освежился яблоком (Песн. 2:5), чаем и отправился в лютеранскую церковь, что в двенадцати минутах неспешной ходьбы. У них зал небольшой, поэтому собрания проходят в несколько заходов, а первое начинается в 7.45. Успею послушать Слово, а в 10.00 уезжаем в Willow Creek. Красивое уютное здание из камня и дерева. Небольшой, человек на 250 зал, витражи, свечи, приглушенные светильники, удобные кресла, алтарь, две кафедры по углам (с одной читают Библию, с другой – проповедуют). При входе раздают программки, точнее, целые программы на 28 страницах формата А4. (О них чуть позже). Зал заполнен, пожалуй, меньше, чем на четверть. Кто в такую рань поедет даже на собрание? Много пожилых (они-то поедут), но и несколько молодых семей приехали прославить Господа. На возвышенность входят четыре служителя, облеченных в белые одежды и богослужение начинается. Вспоминается Ф. Тютчев:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, —
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Действительно, довольно понятно. Собрание идет на родном (английском в смысле) языке, никаких замысловатых ритуалов. Все строго следуют программке.
Музыка
Молитва (которую надо произносить при входе в церковь, а я только позже прочитал об этом)
Взывание (к Богу). Краткое. Один из служителей говорит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а собрание отвечает: «Аминь» (все это напечатано, даже «Аминь»).
Чтение (служитель и община, текст напечатан)
Молитва исповедания (текст представлен)
Благословение (служитель)
Аминь (собрание)
Господи помилуй (молитвенное взывание в пении)
Пение, молитва, чтение из Ветхого Завета, пение, чтение из Нового Завета, а между ними краткий «диалог»:
Служитель: «Это слово Божие»
Община: «Благодарение Богу».
Кроме того, собрание повторяло Никейский символ веры, один из служителей молился за тех, у кого годовщина брака (список здесь же), кто нуждается в утешении и имеет проблемы со здоровьем (список прилагается), за защиту тех, кто служит в армии (список прилагается), о тех, кто постоянно нуждается в молитвах (см. список), были собраны пожертвования, собрание молилось вместе «Отче наш», была совершена молитва за элементы Вечери и люди приняли участие в хлебопреломлении. Они выходили вперед, становились на колени перед алтарем, им вкладывали в рот кусочки типа хлеба и давали маленькие стаканчики (с вином или соком, не знаю). Я не мог участвовать, хотя размышлял об этом. Но в программке написано было, что Вечеря только для членов Миссурийского синода Лютеранской церкви (довольно консервативная деноминация; не признают женщин-пасторов, против гомо… и абортов). Гости пусть сначала присоединятся к церкви, а для этого нужно встретиться с пастором (за неделю до причастия).
Все собрание длилось примерно 55 минут, из них минут 15 – проповедь-беседа.
Плюсы: Чтение Библии (спасибо Лютеру; у нас, к сожалению, не всегда услышишь столько текстов в собрании), общее пение, постоянное участие общины в чтении и откликах, общее чтение Символа веры и «Отче наш», спокойная атмосфера (никакого психологического давления, никаких шоу).
Минусы: Уж слишком все формализовано, каждое слово предписано, видно, людей уже особо ничего не будоражит. Также проповедь показалась слишком короткой. Хотелось бы попасть под ливень Слова. В этом смысле собрание в церкви Муди представляет собой неплохую середину между литургичностью лютеран и шоу Willow Creek (о чем позже). Там есть и слово, и пение, и качество, и вдохновение, и почти нет шоу.
Но для мыслящих людей вопрос остается: как найти золотую середину между свободой и формой, между спонтанностью и порядком, между импровизацией и литургичностью, харизматичностью и формальностью? Как проехать мимо Сциллы и Харибды, чтобы нас не поглотили безжизненный ритуал или разрушительная вольность? Чтобы неуправляемая спонтанность не привела к хаосу, а неписанная традиционность не вызывала скуку и отторжение? – Идите в хорошую баптистскую церковь!
P.S. В программках была напечатана интересная выдержка из какого-то католического журнала. «14 шагов к эгоистической церкви» (юмористический взгляд на дом молитвы и литургию). Выдержки из статьи, если жизнь продлится, появятся в блоге через несколько дней).