Новозаветное поклонение.

Леонид Михович

Дата: 26-04-2012 06:24  
На характер, форму и содержание традиционного богослужения заметное влияние оказала богословская основа, питавшая евангельских христиан и баптистов особенно на этапе зарождения евангельского движения в русскоязычной среде. Ее сущность можно выразить в следующем утверждении: ясная и простая доктрина спасения со временем оказывается погребенной под грузом традиций и обрядов, следовательно, необходимо, свергая «вековые наслоенья», снова и снова возвращаться к истокам, к новозаветному христианству, и строить жизнь и богослужение «по Евангелию». Особенно ярко мотив возвращения к учению и практике новозаветной церкви звучит в песнях и стихотворениях И.С. Проханов. Одна из его песен, напечатанная в сборнике «Песни первых христиан» (курсив мой. – Л.М.) называется «К свету первохристианства».
К свету первохристианства
Мы вселенную зовем;
Все края и все пространства
Да поют Творцу псалом!..
Проповедники и богословы поясняют, что наше евангельское братство придерживается «апостольского порядка» и идет «путем христиан апостольского периода». В отношении экклезиологии это означает возвращение к апостольскому христианству в организации структуры и управления церкви, совершении священнодействий и форме богослужений.
Но что значит возвращение к практике новозаветной церкви на практике? Здесь мы уже сталкиваемся с разномыслиями. Подумайте хотя бы о следующем аргументе (возможно, вы им не раз пользовались): такой-то элемент прославления (нужное вставить) ни разу не встречается в Новом Завете (в книге Деяний, в служении ранней церкви). Примеры: Первая церковь не использовала в богослужении хор. Верующие не пользовались фортепиано (еще в XIX веке оно считалось светским инструментом). В Новом Завете пение общины никогда не сопровождалось игрой симфонического оркестра. Тем более, верующие не пели под магнитофон, «Ямаху», фонограмму, баян, гитару (практика разных евангельских церквей Беларуси).
С другой стороны, что нам делать с элементами, которые имели место быть в новозаветной церкви (точнее, в коринфской церкви), но которые большинство церквей не считают сегодня нормативными? Что на самом деле означает возвращение к истокам, к практике новозаветной церкви?
Это, прежде всего, возвращение к духу новозаветного собрания (Ин. 4:22-24), которое не имеет ветхозаветных ограничений в плане времени и пространства богослужения, сконцентрировано на Боге (важнее не как, а Кому мы поклоняемся). Это включение в собрание основных элементов, которые не один раз упоминаются в Новом Завете: чтение Слова, поучение, молитва, пение, преломление хлеба, общение (Деян. 2:42; 1 Кор. 11:23-34; Еф. 5:19; Кол. 3:16; 1 Тим. 4:13), пожертвования (соединение пожертвования с богослужением – добрая ветхозаветная, или, лучше сказать, библейская концепция, но вряд ли можно утверждать, что жертвовать нужно только во время богослужения). Да, чуть не забыл. Есть еще святое лобзание (2 Кор. 13:12; 1 Фес. 5:26).
Евангельское богослужение - это наполненность, насыщение элементов собрания Библией, библейским содержанием. Безусловно, это приспособление богослужения к контексту, размеру общины, к уровню духовной жизни верующих (логику развития мы особенно хорошо видим Ветхом Завете; Новый Завет охватывает слишком короткий промежуток времени, но и здесь заметно, что, скажем, собрания в Коринфе отличались от собраний в Иерусалиме или Верии). Верно то, что в «Новом Завете мы не находим однозначного описания порядка проведения богослужений и церковных установлений, связанных с различными событиями в жизни церкви и верующих». Следовательно, порядок собрания, при наполнении его проповедью, пением и молитвой, может определяться самой церковью, с условием, чтобы все было «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40), чтобы прославлялся Бог, а не человек (Пс. 113:9). (На самом деле, чтобы ответить на этот вопрос, надо написать целую книгу… Хотя, впрочем, она написана. Книга книг. Библия).
P.S. Так можно ли использовать хор в богослужении евангельских христиан? Новый Завет не предписывает, но и не запрещает эту практику. Потому, если собрание проходит благопристойно и чинно, если слушатели понимают слова хора, если пение назидает и ведет к Богу, если в собрании общему пению отдается предпочтение (!), ибо славить Господа должна не «группа/хор прославления», а каждый верующий, можно назидать друг друга и пением хора. 



Загрузка: Новозаветное поклонение.
Размер файла: Кб, скачан 22 раз